в дальневосточном регионе
Актуальные проблемы противодействия нетрадиционным культам
в дальневосточном регионе
Иванишко Игорь
17.09.2007
Доклад на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки, профессиональной подготовки и правоприменения». Хабаровск, 2007.
В начале 90-х годов, с момента либерализации российского законодательства в области религиозных прав и свобод, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации. Как показала практика, деятельность данных организаций в Российской Федерации сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, с побуждением граждан отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.
Территория Дальнего Востока стала лакомым кусочком для представителей нетрадиционных религиозных организаций. Используя географическую близость, многие религиозные культы, имеющие корейское, китайское или японское происхождение, стали активно проводить свою «миссионерскую» деятельность на территории Российского Дальнего Востока.
Рассмотрим наиболее опасные культы, деятельность которых угрожает безопасности не только населению Дальневосточного региона России, но и безопасности всего государства.
Крайне актуальным для правоохранительных органов Дальневосточного Федерального округа является контроль за деятельностью деструктивной секты китайского происхождения «Фалуньгун». Своевременное пресечение правоохранительными органами противоправных действий со стороны адептов данной религиозной организации позволит предотвратить негативные последствия, разрушающее воздействие которых сложно прогнозировать даже специалистам в области религиоведения и сектоведения.
«Фалуньгун» основал в 1992 году некто Ли Хунчжи, уроженец городка Гунчжулин, что в уезде Хайдэ провинции Цзилинь в Северо-восточном Китае. С 1994 перерегистрации «Фалуньгун», предусмотренные законодательством КНР, не проводились, вместе с тем, до 1999 года она не была запрещена и не подвергалась преследованиям.
Деструктивный характер секты «Фалуньгун» проявляется в том, что занятия упражнениями, разработанные Ли Хунчжи, приводят к психическим заболеваниям и гибели людей.
Согласно заключениям китайских экспертов психопатическая реакция адептов на занятия «Фалуньгун» чаще всего проявляется в «остром, кратковременном приступе, характеризующимся диссоциативными, параноидальными или другими психотическими и непсихотическими симптомами, возникающими в результате занятий» [1].
Многие последователи «Фалуньгун» покончили жизнь самоубийством. Серьезную опасность несет «Фалуньгун» не только своим адептам, но и их родственникам. Неоднократно Ли Хунчжи заявлял, что все, кто противится распространению учения Фалунь, являются «чертями-оборотнями» и «нечистью», он официально подтвердил эти заявления в своих канонах «Задушить нечисть» и «Избавиться от грехов». Многие родственники сектантов пали невинными жертвами «Фалуньгун», поскольку пытались спасти их жизнь, но оказывались в их глазах «нечистью» и «оборотнями» [2].
В июле 1999 года китайские власти попытались положить конец деятельности секты-убийцы. 22 июля 1999 года секта «Фалуньгун» была запрещена в КНР, а 29 июля Ли Хунчжи объявлен в розыск.
Вопрос национальной безопасности государства, возникший в связи с деятельностью данной секты в Китае, также актуален и для России, учитывая тот факт, что «Фалуньгун», активно открывают учебные центры на территории Российской Федерации под названием «Фалунь Дафа».
В России до последнего времени секта распространялась среди китайской диаспоры, особенно энергично в пограничных с Китаем районах Дальнего Востока. Но сейчас количество адептов-россиян значительно увеличилось. В городах организуются пресс-конференции, молодежно-развлекательные акции, проводится раздача литературы. Основными последователями секты является молодежь, увлекающаяся восточными медитациями и оздоровительными гимнастиками.
На сегодняшний день возникает реальная опасность того, что в связи с запретом секты в КНР, организационный штаб религиозного объединения полностью перебазируется на территорию Российской Федерации. Предположительно, исходя из аналитических данных, штаб секты будет располагаться на территории Приморского края, в котором количество адептов больше чем в каком-либо другом субъекте РФ. Об этом заявляют многие эксперты [3].
Также для населения Дальнего Востока представляет реальную угрозу деятельность секты южнокорейского происхождения «Церковь Объединения». Основатель и руководитель «Церкви Объединения» – Сан Мен Мун, провозгласивший себя Иисусом Христом. Согласно доктрине секты, источником вероучения «Церкви Объединения» является откровение, полученное преподобным Муном и изложенное в «Божественном принципе». Подчинение воли «мессии» является необходимым атрибутом последователей данной секты.
На определенном уровне инициации от адепта требуется клятва на верность Сан Мен Муну, так как он считается Богом во плоти, и на верность Южной Кореи, так как она должна считаться настоящей Родиной адепта. «Церковь объединения» подводит своих адептов к уничижительному пониманию истории своего народа, и благоговейному отношению к «Святой земле» (Южной Кореи). Также последователь данной религиозной организации, независимо от его этнической принадлежности, должен иметь второе имя, но уже корейское [4].
На территории Дальнего Востока «Церковь объединения» действует под видом различных молодежных организаций, при этом их принадлежность к секте тщательно маскируется. Так в некоторых Дальневосточных вузах проводит свои лекции «Студенческая ассоциация по изучению принципа» (CARP), основанная Сан Мен Муном.
Нахождение в данной секте угрожает человеку приобретением психических заболеваний. Так, по мнению экспертов, для адаптации к нормальным условиям жизни человеку, вышедшему из «Церкви объединения» требуется в среднем 16 месяцев [5].
Наиболее многочисленными и активно действующими в Дальневосточном регионе являются неохаризматические или неопятидесятнические культы южнокорейского происхождения [6].
Согласно заключению Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС) неохаризматическое движение является самым многочисленным из всех тоталитарных сект, действующих на территории Российской Федерации, и насчитывает более 300 тысяч активных адептов [7]. Наиболее многочисленно данное движение представлено в Дальневосточном регионе страны, где расположены крупные учебно-подготовительные центры (г. Хабаровск, г. Благовещенск, г. Владивосток).
Объем данной работы не позволяет мне провести полный анализ деструктивных религиозных организаций действующих в Дальневосточном регионе.
В целом, деятельность многих зарубежных религиозных организаций следует признать общественно опасной8. Данные религиозные общины, не способствуя нормализации «духовного климата» в Дальневосточном регионе, напротив, осуществляют деятельность, которую следует признать опасной как для населения Дальнего Востока, так и для национальной безопасности всего Российского государства.
Примечания
[1] Селиванов М.А. Зарубежные тоталитарные секты в современной России. М. 2002.
[2] Там же.
[3] Владимиров Д.А. Перспективы экспансии движения «Фалуньгун» во Владивостоке // Религиоведение 2002. №4. Кухаренко Н.В. Фалуньгун – духовная практика или секта? // Религиоведение 2002. № 4. И др.
[4] Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера // Справочник. Белгород. 2002.
[5] Там же.
[6] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н.Новгород. 2006. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Информационно-аналитический вестник №1. Белгород, 2002.
[7] Агентство Национальных Новостей. Количество членов тоталитарных сект в России: комментарий экспертов. 12.10.2006. annews.ni
[8] См.: Итоговая декларация Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма». Екатеринбург. 2002.
Об авторе: Иванишко И.В., аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Хабаровской Государственной Академии экономики и права
При подготовке публикации к печати использованы иллюстративные материалы интернет-сайта «Русская линия»