Благодатный огонь откроет Олимпиаду в Пекине
Садчиков Александр02.05.2008
В пасхальную ночь в храм Христа Спасителя из иерусалимского храма Гроба Господня специальной экспедицией Фонда Андрея Первозванного был доставлен Благодатный огонь. В этом году одна из главных православных святынь отправилась почти во все российские епархии - от Калиниграда до Владивостока. Однако Благодатному огню предстоит выполнить еще и «спортивную» миссию - отправиться на Олимпиаду в Пекин, чтобы помочь нашим спортсменам бороться за золото. Корреспондент «Известий» был одним из паломников и наблюдал, что происходило в Иерусалиме в дни великого христианского праздника.
Из Иерусалима в Пекин через Россию
— Откуда вы? - самый ходовой вопрос на пяточке перед храмом Гроба Господня.
По ответам можно изучать географию всего постсоветского пространства - Одесса, Киев, Самара, Николаев, Новосибирск, Ереван, Нижний Новгород. На Пасху в этом году до Святой земли добралось 100 тысяч паломников; половина - из России. В прошлом году россиян было 40 тысяч, а три года назад - 10 тысяч.
На русских (как в языковом смысле, так и в национальном) натыкаешься везде - в Гефсиманском саду, монастыре Марии Магдалины, на Елеонской горе. Но, как бы много наших соотечественников ни стремилось освоить Святую землю, правила здесь диктуют не они, а православные греки. Греки вместе с другими конфессиями (армянами, коптами, католиками) управляют храмом Гроба Господня.
Сказать, что попасть в этом году внутрь храма в день схождения Огня было трудно, это не сказать ничего. Узкие улицы хаотично (так по крайней мере кажется) перекрыты где полицией, где другими желающими посмотреть на чудо. Чтобы найти оптимальный путь, приходится шарахаться от Новых ворот Старого города к Яффским и обратно. Система пропусков и опознавательных знаков (делегация Фонда Андрея Первозванного была в трехцветных косынках) не работает без специально представленного к группе полицейского. А попытка прорваться в храм вместе с ним (скорее, вслед за ним) вызывает жесткую реакцию тех верующих, кто лишен такой возможности. Брань и плевки - самое мягкое проявление чувств. Впрочем, беготня по узким улочкам старого Иерусалима в тридцатиградусную жару - это только начало. В самом храме, чтобы занять место, придется поработать локтями.
Олимпийский дается легче Благодатного
— Олимпийский огонь дается легче? - спросил я президента Олимпийского комитета Леонида Тягачева.
— Во всяком случае, не так экстремально, - видно, что Тягачева утомил путь в храм, а еще придется стоять несколько часов. - Я первый раз здесь, но никак не ожидал, что будет такое. Все-таки святое место...
Рядом с нами два русских писателя - Валентин Распутин и Владимир Крупин. Распутин впервые ждет схождения Огня. Крупин уже не раз был свидетелем чуда.
— Впервые попал в 90-е годы. Сам по себе. Без всякого пропуска и делегации. А русских тогда почти и не было. Попал в армянский придел, - вспоминает Крупин. - Сперва армянские парни хотели меня из храма выкинуть, но заступилась одна женщина, когда узнала, что я знаком с писателем Балаяном и даже выпивал с ним. Она его так боготворила!
Такие истории помогают выстоять несколько часов на жаре и в духоте. Когда рубашки насквозь мокрые от пота, ноги гудят и от беготни, и от неподвижности, а поднять руку и отхлебнуть воды, без того чтобы не толкнуть соседей, не получается. Валентину Распутину было очень тяжело.
— Валидол! У кого есть таблетка валидола?! - кричат то слева, то справа.
Благоразумно (а может, по Божьему промыслу или по опыту прошлых поездок) захваченная мною упаковка из 10 таблеток валидола быстро тает. А потом и вовсе исчезает, где-то среди румынских паломников, когда в обморок упала пожилая женщина.
Несколько часов на ногах, и вот в храм врываются арабские христиане. Юноши начинают разогревать толпу. Кричат. Бьют в бубны и барабаны. Появляется патриарх Иерусалимский Феофил III. Крестный ход вокруг кувуклии, и патриарх удаляется в Гробницу Иисуса. В 10-тысячной толпе растет напряжение:
— Вот!!! Огонь! Видели всполохи?!
— Ды то ж вспышки от фотокамер! Вы ж прям как дитё малое... - появляется скептик с украинским говорком.
Год и два года назад я видел под куполом всполохи, похожие на зарницы. В этом году всполохов не было. А обстановка была какая-то тревожная. Правда, как и раньше, Огонь появился совсем неожиданно - резкие крики от собственно Гроба Господня. И тут же бурное ликование, за которым идет Огонь. Секунда - и он уже везде. А еще через несколько секунд скептики уже «умывают» им лицо (в первые секунды огонь не жжет), крестятся. Храм тут же заполняется дымом.
— Вот что значит не русские медовые, восковые свечи. Здесь они парафиновые! Запах-то - химический, поэтому и дышать тяжело, - гнет патриотическую линию писатель Крупин. - У нас в России восковые свечи. Совсем другое дело...
Леонид Тягачев «ловит» Огонь в свою специальную лампадку. У него в этом паломничестве особая миссия. Он повезет чудо в Пекин, на Олимпиаду. Тягачев уверен, что Благодатный огонь поможет нашим спортсменам завоевать медали.
«Господь рассматривал всех, кто собрался в храме»
— Ошеломляющее впечатление! - Валентин Распутин вытирает пот с лица. - Тут главное - чувство ожидания... Много раз доказывали: это уже было в прошлом году, века назад, а ты стоишь и думаешь: а вдруг Господь наказал нас и Огонь не сойдет? ...А когда Огонь появляется, то понимаешь: можем жить дальше. Не грешить, а выправляться.
— А есть у вас объяснение, почему в этом году Огонь появился позже, чем обычно? - пытаюсь поймать на чем-то великого писателя.
— Видимо, Господь рассматривал всех, кто собрался в храме. И, наверное, сомнения у Него появились: надо ли отправлять этим людям свой знак. Но если бы среди этих 10 тысяч хотя бы один человек остался Человеком, то и ради него надо было давать Огонь, - Распутин отвечает в духе русской литературы ХIХ века.
— А я вот думаю: вот как Господь к нам милостив. Ведь и кричат, и дерутся, и оскорбляют друг друга. Перед лицом этого Огня мы совсем не совершенны. Как будто в пламени его высвечивается наша греховность, - продолжает тему Владимир Крупин. - После всего этого, если Господь еще на год продлил нам милость, конечно, мы должны быть этого достойны.
Актер Николай Бурляев также впервые попал на схождение Благодатного огня.
— Я глядел на окружающих и удивлялся - мало кто молился. Все кричали, толкались, пытались занять самое лучшее место, отталкивали друг друга локтями. Я думал: а сойдет ли к нам, грешным, Огонь? Ну, выйдем мы сейчас из храма и опять будем грешить и относиться друг к другу как и раньше. Обычно я в храме молюсь, а здесь и помолился-то три раза за пять часов. Все отвлекало. Ну разве нам таким может быть послано чудо? А оно послано! А значит - будем жить дальше. И очищаться. Каждый, кто там был, теперь сделает еще один шажок к Очищению, к Храму.
— А те люди, которые смотрят на Огонь по телевизору, этот шажок сделают? И сделают ли они его, если им показывать не Огонь, а то, как мы пытаемся занять место получше в храме Гроба Господня?
— То, что с нами происходило в храме, - не важно. Важно, чудо послано нам, мы его приняли и везем в Россию. Это единственная надежда России.
Несмотря на Шаббат, в субботу аэропорт Бен Гурион отправил на территорию России два десятка рейсов. Все с Огнем.
...«Внуково-1». Пасхальная ночь. Сюда - прямо как храму - пришли сотни людей. Те, кто повезет Огонь по стране, получают лампадки. Остальные зажигают свои свечи и едут домой или на церковную службу. Красавицы таможенницы разрезают пустые пластмассовые бутылки пополам. Свечка через горлышко - вот вам и самодельная «лампадка». Ветер уже не задует Огонь. Утром, после смены, они понесут его в свой храм, в семью.
Что такое Благодатный огонь
На протяжении почти двух тысяч лет православные христиане встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово в храме Гроба Господня, на месте, где был погребен, а затем воскрес Христос. Каждый раз на Пасху все, кто находится внутри и у храма, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного огня. Самые ранние упоминания о схождении Огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - ибо исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя, чувственно и душевно», - читаем мы у святого Григория Нисского.
Фонд Андрея Первозванного (ФАП) положил современную традицию привнесения Огня из Иерусалима в храм Христа Спасителя. Шестой год ФАП организует акцию «Просите мира Иерусалиму». Делегацию возглавляют председатель попечительского совета фонда, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В этом году в составе делегации были викарий патриарха Московского и всея Руси епископ Красногорский Савва, министр культуры Александр Соколов, зампред Совета федерации Светлана Орлова, президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Источник: Известия
Фото: Смена.ру