Фундаментальные нравственные основы правоприменения в Российской Федерации
Игумен Петр (Еремеев)10.09.2007
Совершенно очевидно, что без установленных правил поведения, регулирующих общественные отношения, существование человечества невозможно. Именно законы призваны упорядочить отношения между людьми, сформировать органы эффективного управления социальными институтами, не допустить негативные явления в общественных отношениях, способные причинить вред личности, государству или человеческому обществу в целом.
В последнее время все больше внимания уделяется вопросу базовых нравственных ценностей современного российского общества и выявления связи религиозности граждан с их поведением с точки зрения права. Закономерным выводом исследователей все чаще становится формула прямой зависимости законопослушности россиян с их религиозностью и вытекающими из их религиозного мировоззрения нравственными принципами. Между тем позиция Церкви всегда была предельно однозначна: обособление Закона нравственного, во всей своей полноте проявившемся в Священном Писании, от светского закона способно привести к правовому диссонансу, носящему разрушительный характер для общества. «Разрушение религиозных основ, где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку» [1, С. 216].
Настоящий доклад посвящен значению духовно-нравственных ценностей в практике законотворчества и правоприменения в России.
Высокое происхождение и назначение светской законности
Господь в Священном Писании призывает нас отдавать кесарю – кесарево (Мф. 22. 21) и повиноваться мирским властям «не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13. 5). Библия говорит о божественном происхождении светской власти и называет служителей государственного закона служителями Божиими (Рим 13. 1, 6), а нарушителей закона – противниками Божиего установления (Рим 13.2). Теологическую концепцию происхождения государства и права, применительно к светскому обществу и государству в свое время попытались сформулировать авторы Декларации независимости Соединенных Штатов. Так, согласно этому акту, принятому в Филадельфии 4 июля 1776 года, все люди «получили от Создателя некоторые неотчуждаемые права», а «для обеспечения себе возможности пользоваться этими правами люди создали в своей среде правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых». «Всякое право есть, в конечном счете, итог эволюции религиозных оснований человеческой активности. В религии кроется предельная основа, конечный источник всякого права» [2, С. 22].
В чём же предназначение светского права? Об этом говорит известная мудрость, согласно которой, цель закона – не создание рая на земле, (что невозможно), но недопущение воцарения на земле ада. Дигесты императора Юстиниана начинаются с известного определения, которое Ульпиан приписывает другому римскому юристу – Цельсу: «Право есть наука о добром и справедливом» [3, С. 24]. Законы должны поддержать в этом мире добро и справедливость, чтобы зло и беспорядок не поглотили все человеческое общество. А согласно выражению В. Шекспира: «Сущность закона – человеколюбие».
Право и законность не существуют сами по себе, не созданы людьми с чистого листа. Так в основе дохристианских правовых систем лежит тот естественный нравственный закон, который, согласно апостолу Павлу, написан Богом в сердце каждого человека (Рим 2. 15), т.е. закон человеческой совести. В основе же христианских правовых систем лежат нормы, берущие свое начало в Священном Писании. Основополагающим источником права в Российском государстве, как и в большинстве европейских стран, явилось библейское учение, причём как в Древней Руси, в Русском Царстве, в Российской Империи, так и в атеистическом СССР.
На ранних этапах развития государства и права религиозно-нравственные предписания всегда являлись не только составной частью отечественной правовой системы, но и были фундаментом законотворчества, на основе которого получали свое развитие новые правовые установления. Действительно, «нормы права вначале не отделялись от религиозных и были с ними тесно связаны. Древнейшие нормы права были в то же время и религиозными законами; и только потом правовые нормы отделяются от чисто религиозных» [4, С. 20]. Отделение правовых норм от религиозных произошло при разделении в правоприменительной и правотворческой деятельности таких категорий как «преступление» и «грех». Тем не менее, религиозно-нравственные основы и на сегодняшний день в сфере правотворчества и правоприменения носят фундаментальный характер, глубоко пронизывая всю отечественную правовую систему, имеющую, на первый взгляд, исключительно светскую природу происхождения. Даже если закон материального или процессуального права не в точной мере формулирует предписание Священного Писания, то «дух» Закона, основанный, безусловно, на религиозно-нравственных принципах, в отличие от «буквы» Закона, всегда соблюден в светском праве. Именно данные нам Господом Десять Заповедей являются основой современного права. Библейские нравственные ценности воплощаются в нашей жизни, в том числе и в форме норм и законов. Заповеди Священного Писания возводят нас к высокому значению личности человека, как в его индивидуальном существовании, так и в общественной жизни. Все законы и нормы, таким образом, тоже связаны с высоким призванием человека. Все они имеют в той или иной степени морализм, несут в своей природе нравственное начало. «Религиозные и философские основы цивилизации влияют на определение правовых начал» [5, С. 75], на социальные нормы, нормативный срез всей культуры человечества. Религиозно-нравственные начала и принципы являются опорой современного нормотворчества. Данное явление является устойчивым и неизменным. И это закономерно, поскольку «христианские религиозные запреты и дозволения несут в себе кристаллизованный опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, они выражают заряд человеческой мудрости, представляя собой в конечном счете элементарные нормы человеческого общежития и взаимодействия людей» [1, С. 215].
Абсолютное и относительное в правоприменении
Говоря о нравственных основах законности и правоприменения следует учитывать следующее.
Во-первых, по слову древнерусского мыслителя Киевского митрополита Иллариона, Закон определяет внешние поступки людей на той степени их развития, когда они не достигли еще духовного совершенства. Т.е. людям, живущим по воле Божией, в согласии с Его заповедями, никакие внешние нормы и предписания уже не нужны. Вспомним в связи с этим и знаменитые слова Блаженного Августина: «Научись любить и делай, что хочешь». Смысл их в том, что человек, по-настоящему любящий своих ближних, никогда не сможет причинить им никакого вреда. Т.о. воспитанный в духе законности человек будет жить по закону не из страха, а из внутреннего нравственного убеждения.
Во-вторых, библейские заповеди – это непосредственное обращение Бога к человеку, это высокая данность, которую мы не можем изменять, к которой мы должны стремиться. Божественный закон, таким образом, существует и действует в вертикальном измерении. Но в случае светского правоприменения (а мы живем в светском государстве) имеет место другой процесс: человек, общество или государство направляет действие закона по горизонтали. Именно эта горизонтальность делает законы весьма зависимыми от нравственного состояния общества. Связано это с тем, что человек, общество имеют свойство мерить законы по себе, приспосабливать их к собственному духовному уровню. Т.е. хотя в своей основе законы и несут абсолютные ценности, но в своих формулировках, толкованиях и своих применениях они относительны. Если человек и общество не живут высшими ценностями, то, соответственно, опускается и планка законности и права.
Законы, как средство воспитания человека и общества
Из этого видна крайняя необходимость культивирования в нашем общественном сознании таких незыблемых основ христианского мировоззрения, как, например, ценность человеческой жизни, семейные ценности, ценность труда и частной собственности, и других. К этому нас должно побуждать даже простое чувство личного и общественного самосохранения.
Отечественная история ясно показывает, что вне традиционной библейской системы нравственных координат русские люди начинают саморазрушаться. Об этом еще в XIX веке гениальный Достоевский весьма емко выразился, говоря, что без Православной веры русский человек превращается в животное. Без устойчивых нравственных принципов человек превращается в потенциально опасную личность, способную совершать любые противоправные деяния в обществе, а, следовательно, без нравственного фундамента нам невозможно рассчитывать на эффективное применение правовых норм в современном государстве.
Законы, при правильной правотворческой и правоприменительной политике должны из средства ограничения стать средством воспитания человека и общества. Правоприменение должно начинаться в умах людей. Для этого человек должен иметь четкую нравственную шкалу ценностей, которая позволит ему это делать. Поэтому мы и говорим о необходимости привития российскому обществу базовых духовно-нравственных ценностей, благодаря которым гражданин будет повиноваться закону не просто из страха наказания, но будет соблюдать все предписания светского закона, руководствуясь собственной совестью, которая, как известно, является лучшим контролером человеческого поведения (см. Рим 13. 5). Нравственный закон, таким образом, будет являться основанием и движущим основанием всякой человеческой деятельности, а, следовательно, цели правотворчества и правоприменения в современном обществе будут достигнуты. Формирование религиозно-нравственного стержня в российских гражданах – это залог стабильности общества и высокой правовой культуры его членов.
Литература
1. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 2004.
2. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.
3. Дигесты Юстиниана. М., 1984.
4. Вундт В. О развитии этических воззрений. М, 1986.
5. Хлебников Н. Право и государство в их обоюдных отношениях. Варшава, 1874.
Об авторе: игумен Петр (Еремеев), проректор Хабаровской духовной семинарии, доктор богословия