Журнал
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк совершил монашеский постриг преподавателя ХДС
ХАБАРОВСК. В преддверие Пасхи Христовой в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора во имя святого апостола и евангелиста Марка правящий архиерей постриг преподавателя Хабаровской семинарии А. В. Штрикунова в монашество.
День распятия Христа
В этот день Церковь совершает память Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа.Из слова святителя Филарета Московского:
Совершишася! (Ин. 19:30) возопил Иисус на кресте, и возопил гласом велиим, дабы он услышался в небесных, и земных, и преисподних - гласом, который расторгнул церковную завесу, чтобы показать прехождение законной сени; гласом, который потряс землю и прошел в сердца гор каменных, дабы в то же самое время проникнуть и - ежели сие возможно всемогуществу - смягчить каменное сердце ожесточенного народа. Но, по речению пророка Исаии, одебеле сердце людей сих...
Дальний Восток встречает Пасху
Светлое Христово Воскресение повсюду отмечается торжественными богослужениями. К этому празднику также приурочены различные мероприятия. О них – традиционный пасхальный обзор портала «Православие на Дальнем Востоке».I. На Дальнем Востоке России
Хабаровская епархия
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк начинает совершать богослужения Страстной и Светлой седмиц утром 24 апреля – в кафедральном Спасо-Преображенском кафедральном соборе в 7.40 им будет совершено богослужение Великого Четвертка. Вечером, в 17.00, в Преображенском соборе архиепископ Марк совершит последование Святых Старстей Господа Иисуса Христа. Утром, в 7.40 25 апреля владыка Марк отслужит Царские часы в Градо-Хабаровском Успенском соборе, а богослужения Великой Субботы он совершит в Христорождественском соборе.
Воспоминание Тайной Вечери
Великий Четверток - это день, в котором Церковь празднует установление Господом Иисусом Христом самого великого Таинства - Таинства Причащения, или Евхаристии.В своем слове в Великий Четверток святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил об этом так:
Хлеб сердце человека укрепит (Пс 103. 15), пророчествовал Пророк о некоем чудном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Нуждается сердце наше в укреплении! Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни (Ин 6. 58, 48).
Воспоминание любви и предательства
Святая Церковь вспоминает сегодня об исключительном даре грешной женщины Господу накануне Его Крестных страданий и о предательстве Иуды. Первое из воспоминаемых событий произошло в Вифании, в доме человека, которого Евангелие называет Симоном прокаженным. И Христос, пришедый в мир исцелить род человеческий от проказы греха, не гнушающийся самыми великими грешниками, приходит к нему.У этой женщины был сосуд драгоценного мира, который она, движимая благодатью, вылила на главу Христа, когда Он возлежал за трапезой. Даже чисто внешне тогда это воспринималось как высший знак почтения и благоговения.
Дочь самурая – японская иконописица
Иконописное убранство сорока православных храмов Японии можно разделить на две основные части: образы, привезенные из России из различных мастерских (Новодевичьего Воскресенского женского монастыря в Петербурге (покупка Св. Николая Японского), мастерской В.М. Пешехонова и др.) и написанные практически единственной японской художницей - иконописцем - Рин (в крещении Ириной) Ямаситой. С её именем обычно и ассоциируется японская иконопись. Творчество Рин представляет не столько художественную, сколько церковно-историческую ценность. На фоне всего богатства православной иконописи произведения Рин Ямасита не кажутся выдающимися, но уникально само явление: иконописица вышла из среды традиционно языческого народа, только-только просвещенного евангельской проповедью. О её судьбе и творчестве и поведем рассказ.Родившись в 1857 году в небогатой самурайской семье, Рин Ямасита рано почувствовала склонность к рисованию...
Чертог Твой вижду, Спасе мой...
Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), – говорил Спаситель Апостолам.Теперь он уже с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.
«Се Жених грядет в полунощи». Эсхатологический характер богослужений первых трех дней Страстной седмицы
Тематика служб Страстной седмицы не состоит только из анамнезиса событий Страстей. Первые три дня и, особенно, службы Великого понедельника и Великого вторника полны также эсхатологической тематики. С одной стороны, это понятно, потому что притчи о Царстве, повлиявшие на гимнографию этих святых дней, были произнесены Христом непосредственно перед страстями. Они дали возможность понять тем, кто этого желал, что Христос не является политическим Мессией: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36),- сказал Он Пилату. Царство Христа есть Царство Небесное, требующее глубокого изменения. Чтобы войти в него, недостаточно ссылаться на Закон и формально его исполнять.Тем не менее, можно задать вопрос: какая может быть связь между эсхатологией и фундаментальной темой служб Страстной седмицы - таинством спасения? Касаются ли притчи, читаемые за богослужением этих трех дней, только перехода от Ветхого Израиля к Новому, или они возвещают событие будущего?
Се, Жених грядет в полунощи
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Об этом библейском сюжете повествует гимнография дня:Вторyю Еву египтяныню обрет змий глаголы,/ тщaшеся ласкaньми запяти Иосифа,/ но той, остaвив ризу, бежа греха:/ и нaг не стыдяшеся, якоже первоздaнный прeжде преслушaния.// Того молитвами, Христе, помилуй нaс (Слава: и ныне: стиховны утрени, глас 8).
По православной Японии. Статья 4
2 января. Прибыв в Окаяма, движемся на запад – к сельскому храму Янаибара. Храм окормляет протоиерей Григорий Огава.Деревня Янаибара расположена примерно в 40 километрах от старинного княжеского города Окаяма. «Дома христиан здесь рассеяны на далекое расстояние один от другого; катехизатор живет совсем вне города», – записал в своем дневнике святитель Николай, посетивший эту церковь в 1892 году. (См.: Дневники святителя Николая Японского. Запись от 2 мая 1892 года.)
В 1963 году, после переезда общины Осака в город-спутник Суита и после возведения в Суита нового храма, приходу Янаибара передали здание старого временного осакского храма. Храм расположен с северной стороны окружающих деревню Янаибара гор, поэтому сюда редко проникает солнце, и зимой в старом деревянном здании бывает особенно холодно. Однако даже в самые морозные дни на богослужения собираются практически все прихожане.
Вербное воскресенье
Этот праздник называется еще Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем - от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Многие песнописцы - св. Андрей Критский (VII в.), прпп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) - прославили праздник гимнами, которые и теперь поет Церковь в этот праздник.
Архиепископ Марк представил ряд фоторабот на выставке фотографий Хабаровска, Праги и Карловых Вар
ХАБАРОВСК. В Дальневосточном художественном музее открылась фотовыставка «Портрет города», в которой значительная часть фоторабот была представлена архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком.
По православной Японии. Статья 3
26 декабря. Встретив Рождество с прихожанами православной церкви в Нагоя в ночь 24/25 декабря (Рождество отмечается в Японии по григорианскому календарю), рано утром вместе с супругой настоятеля прихода в Нагоя матушкой Марией Мацусима отправляемся на восток, в Сидзуока. Здесь в Симидзу работал отец матушки Марии – известный русист профессор Коити Ясуда, автор перевода на японский язык дневников императора Николая II. Два года назад профессор Ясуда ушел из жизни, а собранная ученым огромнейшая библиотека книг о России была подарена университетам Токио и Окаяма.По пути из Нагоя в Сидзуока останавливаемся в Хамамацу. Город находится лишь чуть восточнее прихода Западной епархии Тоёхаси, но Хамамацу – самый западный храм уже другой епархии – Токийской митрополии.
Небольшой деревянный храм затерян в старинном городском квартале. Он был возведен общиной к Пасхе 1902 года вместо прежнего церковного дома, сгоревшего при пожаре.
В Хабаровском кафедральном соборе для игроков ХК «Амур» был отслужен благодарственный молебен
ХАБАРОВСК. Ключарь Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей О. Хуторской совершил благодарственный молебен по просьбе руководства и игроков хоккейного клуба «Амур». На молебне присутствовали все члены клуба.
Новомученики Дальнего Востока:
Новые священномученики Приамурья, пострадавшие за Христа в 20-е – 30-е гг. ХХ столетия
В истории гонений на Православную Церковь в Приамурье в первые десятилетия ХХ века можно выделить три основных периода:1. Гражданская война на Дальнем Востоке – с 1917 до 1922 г. В это время гонителями Православия выступают, в основном, партизанские отряды, а гонения происходят в форме кровавых расправ «без суда и следствия».
2. Период становления советской власти на Дальнем Востоке – с 1922 по 1927 г. Репрессии на священнослужителей приобретают вид «законности».
3. Период обострения борьбы с религией – с 1927 г., самая сильная волна – 1937-1938 гг.
Кроме того, в отдельные группы будут выделены:
1) новомученики, находившиеся в Приамурье в ссылке или заключении;
2) а также новомученики, похищенные сотрудниками ОГПУ с территории сопредельного государства – Китая, после конфликта на КВЖД, и расстрелянные в Хабаровске.