Трехсотлетие Православия на Камчатке – праздник общецерковный и всероссийский
Белашов А.И.02.11.2006
Краткий обзор деятельности РПЦ на Камчатке в XVIII-XX вв.
Истории Православия на Дальнем Востоке положил начало митрополит Тобольский и Всесибирский Феофан (Лещинский), отправив в 1705 году на берега Тихого океана архимандрита Мартиниана. Таким образом, он первым начал посев Слова Божиего на Камчатке, девять лет назад до того открытой и присоединенной Владимиром Атласовым к России.
Началом Русской Церкви на Дальнем Востоке стали монах Мартиниан и сто душ камчадалов-ительменов, первыми приявшими от него православно-христианское вероисповедание. Сто душ за 12 лет – маловато, конечно. Иные ученые считают первую миссию неудачной. Но внимательно изучив обстановку начала XVIII в. на Камчатке, с этой оценкой соглашаться нельзя. По всей территории полуострова шла война. Ительмены и коряки с оружием в руках отстаивали свою свободу, испытывая неприязнь ко всему русскому, включая и миссионерскую деятельность. Мало того, в эти же годы взбунтовались и казаки против «неправд» и притеснений своих руководителей – «прикащиков».
Архимандрит Мартиниан первый во всем: первый креститель аборигенов, первым он совершил монашеский постриг хрестоматийно известного исторического деятеля – казака-первопроходца, первооткрывателя Курильских островов, основателя первой иноческой обители на Дальнем Востоке Ивана Петровича Козыревского. Мартиниан же и первый мученик, ибо погиб в 1817 (или в 1818) году от рук коряков. Но есть мнение, что мученическую смерть архимандрит Мартиниан принял от рук «своих», казаков, заступившись, очевидно, за кого-то из новообращенных камчадалов, своих отныне духовных детей перед ясшными сборщиками.
Первый храм во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца (1713 г.) и первый приход, организованный священником Иосифом Лазаревым – краеугольные камни в фундаменте будущих благочиния и епархии.
Активнейшее участие в становлении Православия на Камчатке принял великий мореплаватель Витус Й. Беринг. Это он, вернувшись из Первой Камчатской экспедиции, первым ставит вопрос перед Правительствующими Сенатом и Синодом о необходимости укрепления Русской Церкви на Северо-Востоке России, об увеличении духовенства, об открытии школ для «тамошних жителей». Моряки Второй Камчатской научной экспедиции оставляют в гавани свв. апп. Петра и Павла корабельную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и корабельного дьячка, «экспедицкие» иеромонахи окрестили около тысячи камчадалов. Начало открытия школ на полуострове связано с именем легендарного ученого экспедиции Георга В. Стеллера, который в своих письмах в Сенат и Синод обосновал необходимость параллельно с просвещением душ просвещать умы «инородцев» светом грамотности.
В 1733 г. Камчатка из Тобольской епархии передается в окормление Иркутской епархии.
Непреходящего значения вклад в развитие Православия на Дальнем Востоке внесла Духовная миссия архимандрита Иоасафа Хотунцевского (1745-1762 гг.). Подчеркивая исключительную важность миссии, Святейший Синод присвоил ее руководителю Иоасафу Хотунцевскому титул «Камчатский архимандрит». Миссия завершила крещение коренного населения и открыла пятнадцать школ, что было, конечно, великим подвигом. Школ в на Камчатке в начале второй половины XVIII в. расчете на 1000 душ населения было в 3,5 раза больше, чем в центральной России и в 4, 7 раза больше, чем в Сибири!
Школы готовят для Камчатки чтецов, писцов, певчих, учителей и даже священников. Однако к началу 80-х гг. XVIII в. инославные командиры Камчатки капитан-лейтенант И. С. Извеков, майор К. М. Бем и надворный советник Ф. Ф. Рейнеке закрыли все школы «за ненадобностью». Но школы успели подготовить столько учеников, что духовенство на Камчатке состояло полностью из жителей Камчатки – ниоткуда не присланным, в т. ч. большинство из коренного населения.
В 1760 г. Духовная миссия на Камчатке была упразднена, а на территории образована проповедническая свита или Камчатский заказ Иркутской епархии.
Итогом деятельности Русской Церкви на полуострове в XVIII в. является крещение всех коренных жителей – камчадалов (ительменов) на Камчатке. Камчаткой в XVIII в. (не в строгом научно-географическом понимании нашего времени) власть называла территорию проживания камчадалов-ительменов в границах: устья рек Тигиль (западное побережье) и Ука (восточное) на севере до мыса Лопатка на юге.
9 959 человек, проживающих в 76 камчадальских острожках, были объединены в 7 приходов. На территории действовали 8 церквей: в Нижнекамчатском остроге – Успения Божией Матери и Свт. Николая Чудотворца (первая кафедральная для проповеднической свиты, вторая – приходская), Ключевская Троицкая, Верхнекамчатская Богоявленская, Большерецкая Успения Божией Матери, Петропавловская Рождества Пресвятой Богородицы, Ичинская Вознесения Господня, Тигильская Рождества Христова. (1)
В конце XVIII – начале XIX вв. на Камчатку обрушились эпидемии оспы, кори и тифа, которые более чем наполовину сократили население. Полк генерала А. Сомова в отсутствие военных действий разложился и разлагал местное население и грабил его. Светская власть и духовенство свиты состояли в неприязненных отношениях.
Для наведения порядка командирами Камчатки, согласно нового Положения «О преобразовании в Камчатке воинской и гражданской части, а также об улучшении состояния тамошних жителей и вообще тамошнего края», утвержденного Высочайше 9.04.1812 г., стали назначаться офицеры из морского ведомства. (2) Они преобразовали систему управления, отечески позаботились о коренном населении, расформировали сомовский полк. Подвергнуто реформированию было и духовенство, которое отстало в своем образовательном уровне от требований времени.
В 1820 г. в Петропавловском порту образовано духовное училище.
В 1822 г. проповедническая свита реорганизована в Духовное Правление – благочиние во главе с протоиереем. (3)
1840-1898 гг. – Камчатка в составе Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. Епархию возглавил Святитель Иннокентий (Вениаминов), с 1868 г. – он митрополит Московский и Коломенский. Прославлен в лике святых в 1977 г. (4)
В 1854 г. Камчатка приняла участие своей территорией в Крымской войне, героически отразив многократно превосходящий живой силой и вооружением десант англо-французской эскадры. В боях отличилось и камчатское духовенство. Пять человек было награждено медалями, среди них – благочинный Камчатских церквей «Георгий Логинов, туземец, столь доблестно неустрашимостию своею, при осаде в 1854 году Петропавловского порта, ободривший камчатское воинство под градом ядер, проносившихся над его головою, даже без изменения в лице продолжавшего совершать молебствие на возвышении Никольской горы, в виду неприятелей. За этот подвиг священник Георгий Логинов награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте». (5)
В 1870 г. в связи с продажей Аляски Камчатская, Курильская и Алеутская епархия переименована в Камчатскую, Курильскую и Благовещенскую.
Переключение внимания российского Правительства на юг Дальнего Востока (присоединены Приамурье – 1858 г. и Приморье – 1860 г.) оставило жителей полуострова без «сугубого» внимания и попечения. Камчатка превратилась в захолустную провинцию. Камчаткой управлял один исправник с помощником и горстью казаков. И только духовенство, организовав все население в приходы, фактически им управляло.
В Камчатском округе (четвертая четверть XIX в.) в составе благочиния было девять приходов с церквями: градо-Петропавловский собор, Дранкинская Свт. Иннокентия Иркутского, Нижне-Камчатская Успения Божией Матери, Ключевская Троицкая, Мильковская Богоявленская, Большерецкая Успения Божией Матери, Облуковинская Вознесения Господня (перенесена из с. Ича), Тигильская Рождества Христова, Палланская Свт. Николая Чудотворца. (6)
Кроме того на Командорских островах (в Приморскую область входили отдельным округом): Беринговская церковь во имя свтт. Николая Чудотворца и Иннокентия Иркутского и на острове Медном – Преображения Господня в с. Глинском (позже переименовано в с. Преображенское. – А. Б.). (7)
В 1870-1880-е гг. благочинием Камчатки возрождена сеть народного просвещения (церковное училище, девять церковно-приходских школ и одна школа грамоты).
Все годы присутствия Русской Церкви на полуострове характер ее деятельности был подчеркнуто миссионерским. В XIX в. священниками благочиния Православие шагнуло далеко на север полуострова. Крещены были оседлые и частично кочевые коряки. Церкви и школы появились в национальных корякских острожках – Лесная, Палана, Дранка…
В 1899 г. в связи с разделением Камчаткой, Курильской и Благовещенской епархии на Владивостокскую и Благовещенскую, Камчатка входит в состав Владивостокской (полное название Владивостокская и Камчатская). (8)
В 1907 г. на Камчатке начинает свою миссионерскую деятельность иеромонах Нестор (Анисимов). В 1810 г. о. Нестор создает Камчатское православное братство во всероссийском масштабе (ему содействует Владивостокский архиерей Евсевий (Никольский) и царская семья во главе с императором Николаем II, покровителем братства государь назначил цесаревича Алексия). (9)
В 1916 г. создана Камчатская епархия, как викариатство Владивостокской, но затем епархия получает статус самостоятельной, ей присваивается титул «Петропавловская и Камчатская». Первым епископом хиротонисан Владыка Нестор (Николай Александрович Анисимов) – будущий эмигрант (Китай 1922-1948 гг., создал в г. Харбине Камчатское подворье с Домом милосердия и храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»), митрополит, экзарх Московского Патриархата по Юго-Восточной Азии, узник мордовских лагерей (1948-1956 гг.), митрополит Новосибирский и Барнаульский (1956-1958 гг.), митрополит Кировоградский и Николаевский (1958-1962 гг.)). Почил в 1962 г. (10)
В годы советской власти Петропавловская и Камчатская епархия – детище Камчатского Апостола – митрополита Нестора (Анисимова) – подверглась жестоким гонениям: храмы и часовни (к 1917 г. на Камчатке было 35 церквей, более 29 часовен – по сведениям Губревкома (11) и 42 школы) к 1931 г. изъяты для нужд советской власти, а духовенство репрессировано. С Православием на полуострове было покончено на долгие годы.
В «Обращении к участникам празднования 300-летия Православия на Камчатке» Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II так охарактеризовал этот период:
«ХХ век стал для православных верующих Камчатки временем испытаний. Наступили долгие годы скорбей и преследований, которые молодая епархия разделила со всей Русской Церковью. Повсюду в России начались гонения на веру, повсеместно подвергались разорению и поруганию храмы Божии, претерпевали страдания и смерть тысячи людей, оставшихся верными Христу и Его Церкви. Но, пожалуй, нигде в России десятилетия безбожия не оставили такого страшного следа, как на Камчатке. Любовно взращенный самоотверженными подвижниками виноградник Христов был безжалостно растоптан. Вплоть до 80-х годов ХХ века ни единого действующего храма не оставалось на земле Камчатки». (12)
Только спустя более полувека – в 1984 г., после длительной и неравной борьбы верующих г. Петропавловска-Камчатского была зарегистрирована православная община во имя Успения Божией Матери.
Все на далекой Камчатке было не так, как в центральных районах: полуостров стал первой стерильно атеистической территорией в СССР (ни одного храма или часовни, ни одного священника); последней областью, в которой начало возрождаться Православная вера; и зарегистрирована община с нарушением существовавшего советского законодательства.
В связи с категорическим отказом обкома КПСС и облисполкома регистрировать общину на территории, она была зарегистрирована в Москве Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР (протокол № 5 от 30 мая 1984 г.).
В 1985 г. на полуостров приехал батюшка – иерей Ярослав Левко. В 1992 г. построен храм во имя свв. апп. Петра и Павла. Число общин стало быстро расти по всей территории полуострова. На Камчатке создано благочиние. Полуостров окормляется Иркутской, Хабаровской, Магаданской епархиями.
Протоиереем Ярославом Левко совершен апостольский подвиг – за шесть лет им окрещено около ста тысяч камчатцев! Все населенные пункты Камчатской области и Корякского автономного округа просили приехать отца Ярослава и окрестить взрослых и детей. В областном центре записывались для принятия обряда за полгода и более. (13)
Часто инициаторами принятия Таинства Святого Крещения были молодые люди, которые не только сами крестились, но и крестили старших. Это было показателем глубины той пропасти, в которой оказалось духовное состояние населения атеистического государства.
Народ красноречиво доказал, что Церковь может подвергнуться гонениям (ибо это было), духовенство может быть репрессировано (и это пережили), но Веру в Бога истребить невозможно, Вера востребована в России во все времена.
В 1993 г. Камчатку посетил Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II.
В 1993 г. (3.11) году возрождается Петропавловская и Камчатская епархия (выделена из Магаданской). Епископом рукоположен приснопамятный Нестор (в миру Николай Александрович Сапсай, 1931-2004 гг.). Вступил в должность в 1994 г. (14)
С 1998 г. по настоящее время кафедру Петропавловской и Камчатской епархии возглавляет епископ Игнатий (Сергей Геннадьевич Пологрудов). (15)
Новейшая история Петропавловской и Камчатской епархии
Приходы, общины, церкви, часовни Петропавловской и Камчатской епархии (по состоянию на 1 января 2006 г.)
№ п/п |
Приходы, общины, храмы, часовни |
Населенный пункт |
Наличие храма |
Год регистрации |
Приход основной, приписной |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Св. ап. Петра и Павла |
г. Петропавловск-Камчатский |
+ |
2003 |
основной |
2 |
Свт. Николая Чудотворца |
г. Петропавловск-Камчатский |
+ |
1999 |
основной |
3 |
Прп. Сергия Радонежского |
г. Петропавловск-Камчатский |
квартира |
2000 |
приписной |
4 |
Св. мученика Трифона |
г. Петропавловск-Камчатский |
- |
не рег. |
приписной |
5 |
Св. прав. Иоанна Кронштадтского |
г. Петропавловск-Камчатский |
квартира |
2001 |
приписной |
6 |
Иконы Божией Матери «Казанская» |
г. Петропавловск-Камчатский |
- |
2001 |
приписной |
7 |
Св. Архистратига Михаила |
г. Петропавловск-Камчатский |
квартира |
не рег. |
Приписной |
8 |
Царевича Алексея |
г. Петропавловск-Камчатский |
строится |
не рег. |
- |
9 |
Святой Живоначальной Троицы |
г. Елизово |
+ |
1999 |
основной |
10 |
Свт. Луки |
Елизовский р-н |
строится |
не рег. |
приписной |
11 |
Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» |
п. Ягодный |
+ |
не рег. |
приписной |
12 |
Иконы Божией Матери «Живоносный источник» |
с. Паратунка |
+ |
1999 |
основной |
13 |
Свт. Николая Чудотворца |
с. Николаевка |
+ |
1999 |
основной |
14 |
Прп. Серафима Саровского |
г. Вилючинск |
+ |
1999 |
основной |
15 |
Св. Ап. Андрея Первозванного |
п. Рыбачий (Вилючинск-3) |
+ |
1999 |
основной |
16 |
Прп. Сергия Радонежского |
п. Сокоч |
дом |
1999 |
основной |
17 |
Успения Божией Матери |
п. Усть-Большерецк |
+ |
1999 |
основной |
18 |
Покрова Богородицы |
п. Апача |
квартира |
не рег. |
приписной |
19 |
Свт. Василия Великого |
п. Озерновский |
строится |
2003 |
приписной |
20 |
Введения во Храм Пресвятой Богородицы |
п. Шаромы |
квартира |
не рег. |
приписной |
21 |
Иконы Божией Матери «Казанская» |
с. Соболево |
- |
1999 |
приписной |
22 |
Богоявления |
с. Мильково |
+ |
1999 |
основной |
23 |
Иоанна Крестителя |
п. Таежный |
дом, строится |
2001 |
приписной |
24 |
Иконы Божией Матери «Смоленская» |
п. Лазо |
дом |
не рег. |
приписной |
25 |
Иконы Божией Матери «Споручница грешных» |
п. Атласово |
дом |
1999 |
приписной |
26 |
Иконы Спаса Нерукотворного |
с. Эссо |
+ |
1999 |
основной |
27 |
Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» |
п. Анавгай |
молеб. комната |
не рег. |
приписной |
28 |
Св. Новомученников |
с. Каменское |
молеб. дом |
не рег. |
приписной |
29 |
Свт. Иннокентия Вениаминова |
п. Козыревск |
молеб. дом |
не рег. |
приписной |
30 |
Рождества Богородицы |
г. Ключи |
+ |
1999 |
основной |
31 |
Вмц. Варвары |
г. Ключи-1 (в/часть) |
квартира |
не рег. |
приписной |
32 |
Покрова Божией Матери |
п. Усть-Камчатск |
+ |
1999 |
основной |
33 |
Воздвижения Креста Господня |
п. Усть-Хайрюзово |
+ |
1999 |
приписной |
34 |
Рождества Христова |
с. Тигиль |
строится, молеб. дом |
2000 |
приписной |
35 |
Свт. Николая Чудотворца |
п. Ивашка |
- |
2001 |
приписной |
36 |
Свт. Николая Чудотворца |
п. Палана |
дом |
1999 |
основной |
37 |
Свт. Архангела Михаила |
п. Оссора |
дом |
не рег. |
приписной |
38 |
Преображения Господня |
п. Тымлат |
+ |
не рег. |
приписной |
39 |
Св. Кирилла и Мефодия |
п. Тиличики |
+ |
2000 |
Приписной |
40 |
Св. пророка Илии |
п. Корф |
молеб. дом |
2002 |
Приписной |
41 |
Иконы Божией Матери «Владимирская» |
п. Пахачи |
помещение |
1999 |
Приписной |
42 |
Свт. Николая Чудотворца |
С. Никольское |
отд. квартира |
не рег. |
Приписной |
43 |
Часовня Св. Николая Чудотворца |
г. Петропавловск-Камчатский |
- |
- |
- |
44 |
Часовня во имя Архангела Михаила |
г. Елизово |
+ |
- |
- |
45 |
Часовня в честь Ильи Муромского |
г. Петропавловск-Камчатский |
+ |
- |
- |
46 |
Часовня в честь Св. равноап. Князя Владимира |
г. Петропавловск-Камчатский |
+ |
- |
- |
47 |
Часовня во имя Св. Георгия Победоносца |
г. Петропавловск-Камчатский |
+ |
- |
- |
Монастыри епархии
1. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Казанская», п. Мутном Елизовского р-на. Настоятельница – монахиня Александра (Анна Матвеевна Шумская).
2. Монастырь во имя святого великомученика Пантелеимона, г. Петропавловск-Камчатский. Первые насельники монастыря – инок Антоний, инок Пантелеимон. В апреле 2006 г. владыкой Игнатием пострижены в мантийные монахи.
Духовенство
1. Преосвященный Игнатий (Сергей Геннадьевич Пологрудов), епископ Петропавловский и Камчатский, председатель епархиального совета.
2. Протоиерей Ярослав (Ярослав Степанович Левко), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла, заместитель председателя епархиального совета.
3. Иерей Алексей (Алексей Адольфович Апатов), настоятель кафедрального собора во имя Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, окормляет епархиальный православный подростковый и молодежный отдел.
4. Иерей Александр (Александр Михайлович Алексеев), настоятель храма п. Николаевка и п. Сокоч.
5. Иерей Николай (Николай Иванович Бородин), настоятель духовно-благотворительного центра «Нечаянная Радость».
6. Иерей Иоанн (Иван Францевич Балицкий), настоятель храма п. Мильково, окормляет общины пос. Шаромы, Долиновка, Таежный.
7. Иерей Владимир (Владимир Иванович Потапов), настоятель храма п. Паратунка, окормляет общины Соболевского района.
8. Иерей Владимир (Владимир Валентинович Богославский), клирик храма г. Елизово, окормляет общины северной части Олюторского района.
9. Иерей Василий (Василий Александрович Гончар), клирик храма св. апостолов Петра и Павла, член отдела по работе с силовыми структурами.
10. Иерей Василий (Эрих Густавович Гросс), клирик кафедрального собора, окормляет общины Тигильского района, исправительно-трудовые учреждения.
11. Иерей Михаил (Михаил Евгеньевич Неверов), руководитель апологетического центра и центра дистанционного обучения, клирик храма святых апостолов Петра и Павла, окормляет приходы п. Атласово, Лазо.
12. Иерей Владислав (Владислав Валерьевич Ревенок), настоятель храма п. Эссо, окормляет Пенжинский район.
13. Иерей Олег (Олег Олегович Андреев), руководит отделом благотворительности и социального служения епархии, окормляет православное сестричество, возглавляет епархиальный центр реабилитации жертв наркомании, оккультизма и тоталитарных сект, окормляет областную больницу, психоневрологический диспансер, туберкулезный диспансер, детскую больницу, областной и городской родильные дома.
14. Иерей Валерий (Валерий Владимирович Гладилин), клирик храма г. Елизово, настоятель прихода п. Палана, окормляет южную часть Олюторского и Карагинский район.
15. Иерей Константин (Константин Владимирович Бацаценко), клирик храма Николая Чудотворца Мирликийского.
16. Иерей Александр (Александр Борисович Пономарев), руководитель отдела по связям с Вооруженными Силами, настоятель храмов п. Рыбачьего и г. Вилючинска.
17. Иерей Максим (Максим Владимирович Дентовский), сотрудник епархиального отдела катехизации, настоятель храма прп. Серафима Саровского, г. Вилючинск.
18. Иерей Сергий (Сергей Алексеевич Кижаев), клирик храма Николая Чудотворца Мирликийского, окормляет общину пос. Озерная.
19. Иерей Владимир (Владимир Андреевич Нестеренко), настоятель Усть-Камчатского храма Покрова Пресвятой Богородицы.
20. Иерей Николай (Николай Михайлович Казаков), настоятель Елизовского храма во имя Успения Божией Матери, благочинный Елизовского района.
21. Иерей Дмитрий (Дмитрий Николаевич Бокуров), настоятель Ключевского храма Рождества Пресвятой Богородицы, окормляет общину п. Козыревск, приход войсковой части.
22. Диакон Виктор (Виктор Сергеевич Музыкант), руководитель отдела катехизации, окормляет четыре православные общины в Петропавловске-Камчатском и приход в Алеутском районе.
23. Диакон Александр (Александр Евгеньевич Неверов).
24. Диакон Евгений (Евгений Анатольевич Сухоруков).
25. Монахиня Александра (Анна Матвеевна Шумская), настоятельница женского монастыря Казанской Божией Матери.
26. Монах Антоний (Алексей Вячеславович Жуков), наместник Свято-Пантелеймоновского мужского монастыря.
Сведения приведены по состоянию на 1.07.2006 г. (16)
***
Приведенные сведения красноречиво свидетельствуют о стремительном возрождении Петропавловской и Камчатской епархии.
Вновь возродившись к жизни в 1984 г. образованием первой общины Успения Божией Матери в г. Петропавловске-Камчатском, сегодня, спустя всего 22 года, епархия насчитывает в своем составе сорок шесть православных общин.
Вспомним с глубокой благодарностью почившего владыку Нестора II. При нем Камчатка вновь начала учиться жить под духовным окормлением своего архипастыря. Камчатскому архиерею удалось наладить хорошие отношения с властью по всей территории, построить кафедральный собор, рукоположить первых священников из числа прихожан, освятить несколько церквей и молитвенных домов, связать духовную жизнь далекого полуострова с Московским Патриархатом.
Со вступлением на Камчатскую кафедру епископа Игнатия процесс возрождения епархиальной жизни получил еще большее ускорение: построены храмы, часовни, созданы женский и мужской монастыри, новые общины, открыты православные библиотеки, воскресные школы, увеличено число священников; епархия шагнула на стальные палубы кораблей, в солдатские казармы, в культурную среду полуострова, в школы; налажена связь с общественностью, созданы филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, православная газета, Музей истории Православия на Камчатке и в Русской Америке, книжное издательство, выпущено в свет более двадцати книг духовного содержания.
Но не все так просто в жизни самой далекой духовной области России, как может показаться на первый взгляд. Большинство территориальных образований региона все еще находятся в экономическом упадке. Подавляющее число людей области и особенно Корякского автономного округа находятся за чертой бедности и решают проблемы выживания. Поэтому в некоторых северных поселках еще не созданы общины, в нескольких населенных пунктах нет даже молитвенных домов (простых квартир), большинство церквей расположены в приспособленных помещениях. Из-за низкого материального достатка большинство общин не могут не только построить церковь, но и содержать выделенные помещения, не имеют постоянного священника. Епархиальное управление вынуждено, как в первые времена христианства, посылать на север миссионерские экспедиции. А там, где очень трудно возрождается Православие, по вине законодателей России свили свои гнезда бесчисленные сектанты – богатые и напористые «охотники» за душами на постсоветском пространстве.
Однако Камчатка, пусть очень медленно, но начинает налаживать свою жизнь. Для экономического, хозяйственного, а значит, и социального, культурного развития у нас есть все: богатство морей и шельфа, почти нетронутые кладовые недр, лес, промысловые биологические ресурсы, и, главное, – трудолюбивое, закаленное в экстремальном климате и социально-политических катаклизмах население.
И это вселяет уверенность, что в скором времени и для нас, камчатцев, зажжется свет в конце туннеля. И один из факторов, подтверждающих уверенность, неистребимая тяга камчатцев к Православию и уверенно возрождающая духовную жизнь на Камчатском полуострове и Командорских островах Петропавловская и Камчатская епархия.
***
Содержание истории Православия на территории Петропавловской и Камчатской епархии, а также ее нынешнее положение наглядно иллюстрируют, что не только для Камчатки, не только для Дальнего Востока (все его территории – и Якутия, и Русская Америка – составляли в XIX в. одну великую епархию), но и для Русской Православной Церкви в целом существовал весомый повод праздновать 300-летний камчатский Юбилей в общецерковном масштабе.
Это констатировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
«В этом году мы отмечаем 300-летие утверждения Святого Православия на Камчатке. Это – знаменательное событие в истории Русской Православной Церкви и Российского государства». (17)
Именно трудами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси региональный церковно-исторический Юбилей – 300-летие просвещения коренных народов Словом Божиим на Камчатке – обрел статус всероссийского и общецерковного праздника. Его Указом № 5951 от 2.XI.2004 г., а также Распоряжением Председателя Правительства РФ М. Е. Фрадкова № 373-р от 11.04.2005 г. образован Всероссийский оргкомитет. Сопредседателями его назначены: митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии и министр культуры РФ А. С. Соколов.
Главные юбилейные мероприятия, осуществленные Московской Патриархией совместно с Петропавловской и Камчатской епархией
Первое мероприятие в рамках камчатского юбилея состоялось далеко за пределами полуострова – в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Коллективом преподавателей и студентов университета подготовлена и проведена 12 апреля 2005 г. Научно-Богословская конференция «Трехсотлетие Православия на Камчатке».
В работе конференции принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он выступил с приветственным словом к участникам юбилейной конференции и лично руководил пленарным заседанием. (18)
10-13 июля 2005 Г. – пребывание на Камчатке митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
11.06 – встреча с общественностью г. Петропавловска-Камчатского;
11-12.06 (дни чествования свв. апп. Петра и Павла) – митрополит Кирилл в сослужении епископа Игнатия и камчатского духовенства совершил всенощное богослужение и Божественную Литургию в строящемся кафедральном соборе во имя Святой Живоначальной Троицы.
12. 06 – с участием официальных лиц Камчатской области и г. Петропавловска-Камчатского, при огромном стечении жителей на главной площади Его Высокопреосвященство митрополит Кирилл совершил освящение места и камня, на котором будет воздвигнут памятник вятым первоверховным апостолам Петру и Павлу – небесным покровителям областного центра Камчатки.
13.06 – митрополит Кирилл скрепил своей подписью исторический документ – Договор всех Дальневосточных епархий с экипажем атомного подводного ракетоносного крейсера стратегического назначения “Святой Георгий Победоносец” о шефской духовной связи.
Нижеследующие мероприятия осуществлены Камчатской епархией в присутствии и под общим руководством митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии.
Решением Свяшенного Синода для Камчатки мастерами Софрино изготовлена Юбилейная икона свв. апп. Петра и Павла. На уникальной иконе Первоверховные и Всесвятые Апостолы стоят на водах Авачинской бухты, по которой скользят пакетботы Витуса Беринга и Алексея Чирикова с их святыми именами на борту. Сзади святых покровителей Камчатки силуэт Авачинского вулкана. Над апостолами св. убрус с ликом Христа – «Нерукотворенный Образ Спаса» – символ Православного Камчатского братства.
Святейший Патриарх Московский Алексий II передал в дар Камчатке ковчег со святыми мощами Святителя Иннокентия (Вениаминова) – Митрополита Московского и Коломенского, первого епископа, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, духовного отца ительменов, коряков, эвенов, алеутов
13 октября 2005 г. митрополитом Калужским и Боровским Климентом в сослужении трех архиепископов, трех епископов и более десяти священников Москвы и Камчатки отслужил благодарственный молебен в Успенсколй Нижнекамчатской церкви Усть-Камчатского района (духовный и культурный памятник XVIII в.).
Несмотря на значительное расстояние, отделяющее месторасположения святыни, соединяющей нас с XVIII веком, на богослужении присутствовало несколько сот жителей района.
14.10.2005 г. ( в день празднования Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) митрополитом Калужским и Боровским Климентом в сослужении архиереев и священников совершено освящение новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Усть-Камчатске.
Церковь построена попечением Бориса Александровича Невзорова – главы администрации Усть-Камчатского района.
16.10.2005 г. митрополитом Климентом, архиепископами и епископами совершено всенощное богослужение и Божественная Литургия в строящемся кафедральном соборе во имя Святой Живоначальной Троицы.
В этот же день совместно с администрацией Камчатской области и города Петропавловска-Камчатского, общественностью и населением города состоялось освящение и открытие памятника святым покровителям областного центра Камчатской области – свв. апп. Петру и Павлу.
Открытие памятника предварял многолюдный крестный ход от строящегося кафедрального собора во имя Святой Живоначальной Троицы на центральную площадь областного центра.
15-16.10.2005 г. – работа научной международной конференции – IV-е исторические и Свято-Иннокентьевские Чтения «300 лет Православию на Камчатке».
С докладами выступили: митрополит Климент, архиепископы Иоанн Белгородский и Старооскольский Иоанн, Хабаровский и Приамурский Марк. Всего было заслушано 34 доклада. (19)
16.10.2005 г. – в помещении областного Драматического театра состоялось торжественное юбилейное собрание жителей Камчатки и воинов гарнизона совместно с духовенством, общественностью, а также с участием губернатора Камчатской области, председателя областного Совета народных депутатов и градоначальника г. Петропавловска-Камчатского.
Митрополит Климент огласил Обращение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «К участникам празднования 300-летия Православия на Камчатке» и вручил большой группе лиц, причастных к активной деятельности в деле возрождения Петропавловской и Камчатской епархии, а также в подготовке и проведении Юбилея награды Русской Православной Церкви.
Гости юбилейной Камчатки
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей МП.
Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии.
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель миссионерского отдела МП.
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин.
Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк.
Епископ Магаданский и Синегорский Гурий.
Епископ Якутский и Ленский Зосима.
Профессор, ректор православоного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
Представитель Православной церкви в Америке при Святейшем Патриархе Московском и Всея Руси архимандрит Закхей (Вуд).
Доктор физико-математических наук, профессор, заместитель декана миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Б. Ефимов.
Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петребургского университета Б. Н. Комиссаров (общее количество гостей – более 150 человек).
***
Камчатка отметила три века своей Православной биографии. Камчатский полуостров, его население, Петропавловская и Камчатская епархия стали объектом пристального внимания страны. Камчатка и ее яркая история достойны того.
Юбилей убедительно проиллюстрировал, что деятельность Русской Православной Церкви на Северо-Востоке России есть важнейшее и неотъемлемое содержание истории этого региона.
И потому были приглашены многочисленные гости, подготовлены и осуществлены крупные мероприятия, которые и сами уже стали историей.
Благодаря Празднику, камчатцы стали более сплоченными, стали еще большими патриотами, россиянами не по географии общежития, а по духу.
Спасибо Русской Церкви! Она, как и тысячу лет назад, продолжает собирать воедино наши земли, укреплять Российскую державу. Церковь стала мощным фактором возрождения духовно-нравственного климата в обществе, подъема национального самосознания, формирования новой России.
Подготовка к Юбилею обязала нас внимательно всмотреться в свое прошлое. В 2003 г. Музеем истории Православия на Камчатке и в Русской Америке и епархиальным книжным издательством «Скрижали Камчатки» издан первый том «Очерка истории Петропавловской и Камчатской епархии. XVIII век. Посев и всходы». К концу текущего года, надеюсь, в свет выйдет второй том. Объективный анализ трудов Русской Церкви на полуострове позволяет сделать вывод:
Русская Православная Церковь – равноправная участница всех исторических процессов, связанных с открытием, присоединением, огосударствлением, социально-экономическим, культурным и духовным развитием территорий, равно как и в управлении, их защите и просвещении населения. Церковь – равноправная участница во всех отделах государственного строительства, а в просветительском, культурном и духовном – Она безусловный лидер!
В этом сотрудничестве и сотворчестве с российским народом и коренными жителями Церкви было отказано в трудах советских ученых и целого ряда исследователей второй половины XIX века. Церковь названа сателлитом царизма в колонизации присоединяемых территорий (т. е. в порабощении), а труды Ее инструментом «русификации» аборигенного населения. Даже учреждение школ, просвещение грамотностью, создание письменности, формирование новой культуры среди ительменов, коряков, эвенов, алеутов названо «просвещенным деспотизмом».
Сегодня наступило время о восстановлении исторической справедливости. И в этом отношении участники конференция в г. Хабаровске сделали большой и своевременный шаг в этом направлении.
Время и современное положение России не оставляют нам альтернативы. У нас одна дорога – возрождая и развивая до полноты региональные епархии, возрождать и строить новую Россию, укреплять государственность, воспитывать новые и новые поколения патриотов. Ибо Патриот – это доказано историей – верный сын и Отечеству, и Русской Православной Церкви.
Об авторе:
Белашов Артур Изосимович, директор Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке, действительный член Русского Географического общества (РФ, г. Петропавловск-Камчатский)
Примечания
1. прот. Громов П. Историко-статистическое описание Камчатских церквей. Петропавловск-Камчатский: «Скрижали Камчатки», 2000. С. 7-64.
2. Сгибнев А. С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке. С.-П.б.: ж. Морской сборник, 1864-1865. Ч. IV. С 91-92.
3. Пр.Громов П. Указанное сочинение. С. 68-69.
4. Православная энциклопедия – Русская Православная Церковь. Т. 0. М.: Церковно-научный Центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 629.
5. Пр. Громов. Указ. соч. С. 96.
6. ГАКО. Ф. 220, оп., 1, д. 9, лл. 1-160.
7. Мизь Н. Г., Буяков А. М. Вековой юбилей. Владивосток: Владивостокская и Приморская епархия. 1999. С. 6-7.
8. Там же. С. 7.
9. Митрополит Нестор (Анисимов). Моя Камчатка. Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор. Книжное издательство, 2003. По материалам книги.
10. Караулов А. К. Митрополит Нестор камчатский миссионер. 1885-1962. Петропавловск-Камчатский: Фонд компенсации (в пользу народов Севера), 2000. С. 2-3.
11. Центр документации новейшей истории Камчатской области (ЦДНИКО). Ф. 19. Оп. 1. Д. 155. Л. 18.
12. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.Обращение к участникам празднования 300-летия Православия на Камчатке от 12.Х.2005 г. № 6411. С. 2.
13. Белашов А. И. 300 лет Православию на Камчатке. Люди. События. Факты. Петропавловск-Камчатский: изд. «Скрижали Камчатки», 2005. С. 86-88.
14. Белашов А. И. Камчатское Православие. Трехсотлетний путь. 1705-2005. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», изд. «Скрижали Камчатки», 2005. С. 70, 71.
15. Белашов А. И. Кого избирает господь. Епископ Петропавловский и Камчатский (краткий биографический очерк). Петропавловск-Камчатский: изд. «Скрижали Камчатки». С. 42.
16. Белашов А. И. Указ. соч. С. 65-67.
17. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Указ. источник. С. 1.
18. 300 лет Православия на Камчатке. Миссия Церкви в прошлом и настоящем. Материалы научно-богословской конференции. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. С. 3-6.
19. Четвертые международные исторические и Свято-Иннокентьевские Чтения «300 лет Православия на Камчатке». Материалы конференции. С. 3-4.