Хабаровск православный Журнал В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания

В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания

Игумен Петр (Еремеев)

04.03.2008

— Отец Петр, вы защитили две диссертации по истории духовного образования в России. Можете ли вы дать оценку процессам, протекающим сегодня в этой сфере?

— Изучать историю интересно и полезно — всегда можно проанализировать и усвоить опыт предшествующих поколений. Изучая историю богословского образования, различные реформы в этой области, которые происходили в конце XIX — начале XX века, весьма полезно сравнить, сопоставить исторические факты с событиями сегодняшнего дня, поскольку тогда, как и сегодня, духовная школа стремилась соотнести свое развитие с актуальными задачами церковной деятельности.
Действительно, многие процессы похожи. Задача духовных учебных заведений сегодня, как и столетие назад, — готовить таких священнослужителей, которые, живя в современном обществе и оставаясь преданными Христу, будут благовествовать миру на доступном языке, приобщая россиян к благодатной жизни Церкви.
Именно поэтому, оценивая духовное образование на современном этапе, конечно, нужно иметь в виду, что оно имеет глубокую связь с дореволюционной духовной школой. Она выражается в памяти и уважении к трудам поколений тружеников церковной науки дореволюционного периода и трагической, но яркой подвигами духа советской поры. Вместе с тем, сама современная двухуровневая система образования – семинария, академия – и принцип построения многих учебных курсов духовной школы происходят из дореволюционной традиции духовной школы.
Собственно, протекающие сегодня процессы в системе духовного образования, а именно - подходящая к завершению реформа духовного образования, есть отражение большой внутренней работы церковного образовательного сообщества, цель которой – сохранить традиции духовной школы и, вместе с тем, сориентировать семинарии и академии на решение современных задач.

— Каков Ваш прогноз по дальнейшему развитию православной образовательной системы?

— Очень даже позитивный! Сегодня я вижу реальные изменения в alma mater – Московской духовной академии. Студенческая инициатива и деятельность молодых преподавателей в академии становится все более востребованными, уже видны реальные сдвиги по целому ряду научных направлений.
В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания. По-моему, самое главное сегодня в том, что академия смогла преодолеть наметившийся было разрыв поколений в преподавательской корпорации. На академических кафедрах, в «Православной энциклопедии» уже работают молодые церковные ученые — интересные, самоотверженные, перспективные. И точно такое же поколение студентов мы видим в академических аудиториях, студентов, которые знают, для чего они пришли в высшую духовную школу.
Понимая, что Московская духовная академия задает тон в развитии духовного образования нашей Церкви, я убежден, что со временем и региональные школы очень скоро выйдут на должный уровень развития.

— Достаточно ли в России духовных школ?

— Если считать семинарии, то у нас сейчас в стране их порядка 30-ти. С точки зрения количества православных россиян — это мало. Другой вопрос – качество образования в семинариях и условия их деятельности.
Здесь я бы выделил две существенные проблемы. Первая — самая главная — отсутствие порой должной материальной базы для развития духовных учебных заведений, вторая — кадровая проблема.
Лишь в некоторых епархиях вопрос материального обеспечения духовных учебных заведений стоит на одном из первых мест. К сожалению, в ряде регионов семинарии все еще финансируются по остаточному принципу, если вообще финансируются. Образование – это дорогое удовольствие. Это необходимо понять всем, кто хочет всерьез заниматься развитием духовной школы. Без достойной оплаты труда преподавателей, без финансирования исследовательской деятельности, без развития издательской базы и регулярного обновления библиотечного фонда, без соответствующих условий общежития студентов и проживания преподавателей создать полноценное учебное заведение невозможно.
Вторая проблема, которая до сих пор еще не решена, — это вопрос обеспечения семинарий педагогическими кадрами. Академий у нас на всю страну только две — Московская и Санкт-Петербургская, поэтому выпускников их отделений пока не хватает на все семинарии, да они особо и не хотят ехать на периферию трудиться. Но думаю, что это временная проблема.
Есть еще одна проблема — отсутствие в нашей Церкви общей заботы и участия в развитии духовного образования. Церковное сознание, к сожалению, все еще не усвоило, что развитие, становление духовного образования – это главнейшая задача сегодняшнего дня.

— Принятые недавно поправки в законодательство, дающие право на госаккредитацию духовных учебных заведений, — это исторический шаг в развитии системы духовного образования?

— Это действительно большой шаг вперед.
Во-первых, студенты духовных учебных заведений получают шанс выпускаться с дипломами государственного образца. Выпускник семинарии или регентской школы с таким дипломом легко сможет устроиться в гуманитарной сфере, например, учителем в школу или иное светское образовательное учреждение. Учитывая дефицит сельских учителей, можно представить масштаб положительного воздействия на образовательную среду учителя-священника или, например, его супруги.
Во-вторых, аккредитованное духовное учебное заведение, диплом которого признается государством, становится полноценным членом отечественного вузовского сообщества. По сути, только теперь, с принятием поправок происходит реабилитация духовного образования в нашей стране. Ведь с революции 1917 года и до сих пор академии и семинарии существовали за границами национального образования. Их статус, равно как и статус их выпускников, у всех вызывал вопросы. Этот факт вопиющей социальной несправедливости требовал решения.
С принятием поправок семинарии получают возможность выбирать путь дальнейшего развития. Появляются варианты. Ведь возможность аккредитации - это не требование, это возможность и, если хотите, – вызов. Теперь наши духовные школы имеют возможность на деле доказать, что их уровень образования вполне вузовский. Стандарты по направлению и специальности «Теология» на данном этапе вполне приемлемы для аттестации и аккредитации по ним семинарий и академий. В дальнейшем наши духовные школы могут и должны включиться в работу по доработке этих стандартов.

— И в завершение скажите, как «заставить» батюшку «со стажем» получить высшее духовное образование?

— Я всю свою непродолжительную жизнь воспринимал как закон фразу «век живи — век учись». Мне кажется она особенно актуальна в отношении священства.
Безусловно, главное для пастыря быть духовным светочем, наставником и путеводителем к Богу, но вопрос его образования также важен. Большинство из знакомых мне верующих людей – мирян или уже священников – это новообращенные в прошлом христиане. И в большинстве случаев их обращение ко Христу стало результатом искреннего и понятного слова священнослужителя.
Можно даже сказать, что получение высшего духовного образования означает подтверждение права священнослужителя учить. А ведь, по слову Спасителя, мы должны именно научить, а затем крестить. Священнослужитель, который не в состоянии ответить на вопросы преподавателя по катехизису или Священному Писанию – это, по меньшей мере, странно.
Вопрос получения священнослужителями высшего духовного образования вообще не обсуждаем, он уже решен Архиерейским собором и решен положительно. По большому счету, это вопрос церковной дисциплины.

Беседовал Михаил Романов

Источник: Официальный сайт Владивостокской епархии

Фото: «Православие на Дальнем Востоке»


Общество